ΑΡΕΤΕ (греч. αρετή ) - Через значение “доблесть” (преимущественно воинскую)—качество, от природы присущее герою, а также благородному и достойному человеку,—арсте переходит к более отвлеченному значению высокого нравственного качества вообще, для приобретения которого нужны специальные усилия. “
читать дальшеПорок достигается легко, а овладеть арете трудно”,—говорил еще Гесиод (Орр. 287); но к арете следует стремиться, поскольку “наслаждения смертны, арете бессмертны” (изречение, которое приписывал Периандру Деметрий Фалерский ар. Stob. Ill 1,172). “Ни к чему не следует стремиться чрезмерно, середина лучше всего,— так, Кирн, ты обретешь арете, которую добыть тяжело”,— поучает Феогнид (335—336). Как понятие практической этики, арете изначально тесно связана с умеренностью, скромностью, сдержанностью, воздержностью (ср. изначальный смысл заповеди γνώθι σαυτόν— блюди себя). Именно воздержность (σωφροσύνη ) Гераклит называет величайшей арете (В 112).
Однако при всей необходимости трудов для достижения арете, культивируемой мудрецом, она всегда есть некое природное свойство благородного человека: если деньги бог дает и самому подлому человеку, то арете—удел немногих (Theogn. 149—150). Далее в античной мысли арете = благо.
ДЭ (кит. — добродетель, благодать, атакже качество, дарование, достоинство, достояние, доблесть, моральная сила, закономерность) — одна из фундаментальных категорий китайской философии, манифестация дао. Иногда отождествлялась с кармой, mana и virtus. Использовалась для передачи буддистского понятия лгуна”. В самом общем смысле обозначает основное качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивидуальную “благодать”, поэтому часто определяется посредством омонима—дэ-“достижение”.
Лао-цзы о дэ
"
Человек с высшим Дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим Дэ не оставляет намерения совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние; человек с низшим Дэ деятелен, и его действия нарочиты".
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8302/%D0%94%D0%AD